НАША ОХРАНА - ВАШЕ СПОКОЙСТВИЕ! тел.: 8 (095) 334-03-95 или 51-03-95
Вневедомственная Охрана г.Троицк Московской области
   ГЛАВНАЯ  /   ОХРАНА  /  ОБОРУДОВАНИЕ  /  ДОКУМЕНТЫ  /  ИСТОРИЯ КАРТА САЙТА 
Карта г.Троицка
    ОХРАНА
  Главная
  Охрана объектов
  Охрана квартир
  Охранное оборудование
  Охрана собаками
  Приглашаем на работу
 

Узнай больше:

тел.: 8(095)334-03-95
8(0967)51-13-04

    РАЗНОЕ
  Законы, документы
  Вопросы и ответы
  Нарукавные знаки МВД
  История создания ОВО
  Ссылки на сайты
 

E-mail: ovotroizk@narod.ru

При создания сайта использованны материалы журнала "Охрана" и информация со страничек различных Отделов Вневедомственной Охраны РФ

      ИСТОРИЯ     
 

 

Градская стража и охранные структуры России (X - начало XX в.)

Откуда есть, пошла вневедомственная охрана

 
 

С возникновением частной собственности появилась проблема ее охраны. Древнейшие источники, найденные археологами, говорят о том, что становление охранных структур происходило с развитием цивилизации.

 

В русском государстве в течение нескольких веков функции охраны государственной и частной собственности осуществлялись различными органами. В первых общественных образованьях восточных славян (VI-XII вв.) эти обязанности выполняли княжеские дружины. При княжеском дворе жила дружина, делившаяся на "старшую" - бояре, княжеские мужи (приближенные), и "младшую" - гриди, отроки, детские. Если "старшая" дружина вместе с князем принимала участие в управлении государством, то "младшая" несла службу по охране княжеской казны, хранилища для содержания товаров, привезенных из местностей, где собиралась дань. Летопись донесла до нас рассказ о том, как князь Владимир Святославович вместе с боярами обсуждал вопрос о мерах борьбы с "разбоями". Для охраны собственности в Киеве и сопровождения княжеских обозов он назначал отряды дружинников. Летопись называет их "мечниками". В середине X века при княгине Ольге были определены размеры повинностей (дани и оброков) и установлены постоянные становища и погосты, в которых производился сбор дани. Охраняли эти места вооруженные люди, которые подчинялись администрации князя.

Постепенно земли Киевской Руси перешли в руки отдельных феодалов, производилась раздача земли дружинникам. Таким образом, укреплялись феодальные производственные отношения. Возникло вотчинное хозяйство. В этих условиях особенно остро встал вопрос о сохранности имущества и продуктов труда. Во главе княжеского хозяйства стоял управляющий-огнищанин (огнище - хозяйство). А посягательств на собственность было много: от нарушения границ феодальных имений - перепахивания меж, уничтожения перетесов (зарубок на пограничных столбах и деревьях) до вооруженного разбоя. Поэтому управляющий набирал из охранников дружину, которая полностью была на обеспечении князя и несла сторожевую службу. Закон Киевской Руси "Русская правда" оберегал повышенной вирой - штрафом - жизнь тех, кто охранял собственность, и разрешал предавать смерти тех, кто убьет управляющего или дружинника.

С ростом общественного разделения труда начали развиваться города. Они возникали из военных поселений, крепостей-замков, постепенно обрастающих посадами ремесленнических слобод, которые укреплялись земляными валами. Городское население пополнялось криминальными элементами: беглыми холопами и зависимыми смердами. Поэтому вопрос об охране городского населения, продуктов труда ремесленников, их собственности стоял очень остро. В этих условиях горожане стремились застраховать свое поселение, как от воровства, так и от разрушительных набегов соседей. Они входили в соглашение с каким-либо крупным князем, который присылал в населенный пункт вооруженный отряд для его охраны. Горожане брали на себя обязанность содержать за свой счет это войско и платить мзду князю-покровителю. Значительного размаха в это время достигла и внешняя торговля. Так, во Владимир-на-Клязьме приходили "гости" из Византии и других стран. Крупные города - Псков, Новгород, Смоленск, Витебск, Полоцк - заключали торговые договоры с германскими городами (договоры 1189-1229 гг. и др.). Русские купеческие объединения завоевывали все более устойчивые позиции в соседних землях. В Константинополе, Риге, Булгаре имелись русские улицы. Князья заключали договоры с иностранными государствами, стремились защитить интересы, как русских, так и иностранных купцов. В "Русской правде" более поздней, так называемой "пространной" редакции XII - начала XIII века предусматривались меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с разбоем, междоусобицами и другими чрезвычайными обстоятельствами. Князья обязались выделять из своей дружины "сотни" и "десятки" мечников для охраны в пути следования купеческих караванов (в княжеских дружинах существовала десятичная система деления войска). Позднее "тысяцкие" превратились в воевод.

После свержения татаро-монгольского ига в России наступает эпоха сословно-представительской монархии (середина XVI - середина XVII в.). В это время особенно активно развивается крепостное право. Происходит дальнейшее усиление охранных структур, которые отвечают за сохранность государственной и частной собственности. На смену княжеско-вотчинной приходит приказная система управления. Приказы были не только при самодержце, но и на местах. Например, в Москве и Московской области был создан особый Земский приказ (двор), который вел "разбойные и татипы" дела, следил за сохранностью имущества, за торговлей и безопасностью в городе, особенно в ночное время.

На улицах и площадях Москвы выставлялась стража, которая следила за порядком, не позволяла хождение ночью по городу (за это было предусмотрено битье кнутом или тюремное заключение). В 1504 году Иваном III были введены уличные решетки, а на выездах из города - заставы. Решетки на ночь перекрывали улицы, а около них выставляли сторожа. Ведал решеточным караулом приказчик.

В городах назначался так называемый объездной голова. Это был конный стрелец, который обязан был следить за тем, как стража несет службу по охране собственности горожан. В помощь им давались подьячие, решеточные приказчики, стрельцы, от местного населения на каждые десять домов или лавок выставлялись сторожа. Н.М. Карамзин в своей "Истории государства Российского" пишет о том, что в 1597 году в Москве было назначено девять объездных голов, которым давались "наказы о градском благополучии". В них предписывалось "беречь город от огня и всякого воровства". На рынках за порядком и охраной наблюдали назначенные Земским приказом ярыжные.

Со временем права объездных голов расширились. Они ста ли сами проводить дознания, могли определять наказание батогами, за мелкие проступки заключать на непродолжительное время в съезжую избу.

В середине XVI века происходит земская реформа. Крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получали право избирать из своей среды "излюбленных голов" (старост), а также "лучших людей", "целовальников" (они целовали крест и давали клятвенное обещание "верной службы"). Их обязанности по организации охраны различной собственности излагались в земских уставных грамотах. Например, Мало-Пинежская земская уставная грамота 1552 года предписывала волостным людям при поимке воров передавать их "излюбленным головам". Все крестьяне, старосты, сотские, пятидесятские, десятские и целовальники обязывались "беретчи накрепко", "чтобы всяких лихих людей" (татей, разбойников) у них не было. А если же у них такие появлялись, то их надлежало немедленно "поймать" и отдать выборным головам, которые, "про то обыскав, управу или казнь чинят по нашему судебнику".

При Иване Грозном было введено "губное" сословное самоуправление. В каждом губном округе (уезде) образовалась "губная изба", во главе которой стоял староста, избиравшийся из дворян и боярских детей. Они отвечали за организацию охраны порядка, и прежде всего государственной собственности. О неприкосновенности частной собственности должны были беспокоиться сами владельцы. В этот период в связи с окончательным оформлением крепостного права снова получают развитие вотчинные охранные структуры, феодал становится полновластным владельцем крестьян и содержит свой вооруженный отряд для охраны лесов, угодий, сельскохозяйственного инвентаря и продукции.

Впервые термин "полиция" был введен в употребление Петром I. Он происходит от древнегреческого "politela", что означает "управление государством". В Западной Европе он означал "охрана правопорядка". XVIII век в России связан с преобразовательской деятельностью Петра I. Это было время рождения Российской империи. Создавая различные коллегии как организующий центр управления, Петр I использовал опыт побежденной Швеции.

Наведение порядка в России для императора стало насущной необходимостью. И начал он с Санкт-Петербурга. Вот как описывали обстановку в северной столице историки: "Состав населения был самый разнообразный: рабочие и мастеровые, насильно согнанные со всех концов России, мелкие торговцы всякой всячиной, солдаты, иностранные шкиперы и матросы, чухонцы, колодники, разношерстный сброд, искавший заработка и наживы. Пьянство, воровство, насилие, грабежи были обычным явлением. Вплотную взялся Петр I за внутреннее благоустройство, назначив для "лучших порядков", как гласил указ, генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга генерал-адъютанта Девиера. Ему была подчинена Главная полицмейстерская канцелярия. Петр I сам участвовал в написании "Пунктов, данных санкт-петербургскому генерал-полицмейстеру". В них был определен круг задач, в том числе и охранных команд. По приказу императора "Пункты" были опубликованы, дабы никто неведением не оправдывался. Вот что гласил 12-й пункт этого документа: "Для охранения от воров и пожара определить от дворов караульщиков. Против воров надлежит иметь какое-нибудь оружие. По ночам караульщики должны ходить с трещотками, как обычай в других краях. А для лучшего способа к пойманию и пресечению проходов воровских и прочих непотребных людей сделать по концам улиц шлагбаумы, которые опускать по ночам и иметь при них караулы с ружьем". Кроме этого, специальные команды должны были охранять дома, лавки, мастерские, склады. Но все это сочеталось с сохранением традиций Древней Руси привлекать самих жителей к охране городских ценностей. Например, полиция назначала на каждую улицу не только "ночных караульщиков", но и "старосту", "десятских". Для Петра I это было вынужденной мерой: из-за войн, увеличения армии, аппарата управляющих не хватало финансовых средств и людских ресурсов. Горожане, которых заставляли выполнять обязанности караульщиков, несли службу из рук вон плохо. Были нередки случаи, когда преступники безнаказанно орудовали под носом у Главной полицейской канцелярии.

Реформы Петра I способствовали развитию промышленности. Некоторые фабрики и заводы, возникшие при Петре I, были особенно крупными. Почти все они работали на армию и флот. Среди них выделялись горные заводы. К девяти пермским заводам приписали 25 тысяч крестьян. Для управления пермскими и уральскими заводами возник целый город - Екатеринбург. Кроме этого, существовали многочисленные ткацкие и швейные заводы, судостроительные верфи, шло строительство каналов, соединяющих бассейны рек Каспийского и Балтийского морей. Эти предприятия и продукция, которую производили они, представляли большую ценность. Для их охраны администрацией были созданы специальные охранные подразделения. Они полностью обеспечивались владельцами фабрик и заводов, но подчинялись военной администрации. Специальные команды сопровождали ценные грузы в столицу и военные гарнизоны. Эти подразделения явились прообразом современной вневедомственной охраны.

Вскоре после смерти Петра I централизованное управление Российским государством было ослаблено. Упразднен Главный магистрат, а органы городского самоуправления (кроме Москвы и Петербурга) "для лучшего посадского охранения" подчинены губернаторам и воеводам. Они взяли на себя организацию охранных мероприятий, в том числе отвечали за общественный порядок. Реакцией на это стал незамедлительный всплеск преступности по всей Российской империи. Поэтому в 1733 году в 23 губерниях, провинциальных и некоторых более мелких городах были созданы полицмейстерские конторы. В состав каждой входила небольшая военная команда (офицер, капрал и 6-8 рядовых, канцелярские служащие). Однако силы эти оказались слишком малы для организации охранных мероприятий. Они в основном пытались вести борьбу с воровством и охраняли некоторые государственные учреждения. За сохранность частной собственности должны были отвечать владельцы, поэтому хозяева фабрик и заводов, деятельность которых тоже сокращалась, сами организовывали свои собственные охранные структуры.

Такое положение дел было до прихода к власти Екатерины II. Крестьянские волнения, восстание под предводительством Емельяна Пугачева заставили ее провести коренную губернскую реформу. В 1771 году была издана инструкция "сотскому сотоварищи", по которой обязанности выборного лица значительно расширялись. Кроме организации сторожевой службы, ему надлежало арестовывать нарушителей закона и доставлять их в канцелярию капитана-исправника. Важнейшим шагом к организации местных охранных структур явился Устав 1787 года "О порядке в казенных селениях". В поселках казенных земель (не менее 1000 дворов) назначался старшина, на каждые 500 дворов выбирался староста. В их подчинении находились сотские и десятские, которые несли службу поочередно: первые - месяц, вторые - неделю.

Была реорганизована правоохранительная система и в городах. В апреле 1782 года был издан "Устав благочиния", который учреждал в городах управы благочиния. В губернских городах они возглавлялись полицмейстерами, в уездных - городничими. Город разделялся на части (200-700 дворов), во главе которых стояли частные приставы. Части делились на кварталы по 50-100 дворов. Их возглавлял квартальный надзиратель. У него был помощник - квартальный поручик. Квартальный надзиратель утверждался управой благочиния по представлению частного пристава, поручик избирался жителями на три года. Непосредственно за порядком на улице наблюдал будочник. Он руководил службой сторожей, которые выделялись от каждых 10 домов или лавок.

Ежедневно в семь часов утра квартальный надзиратель докладывал частному приставу о происшествиях. В восемь часов частный пристав подавал рапорт в управу благочиния.

Россия в начале XIX века являлась одной из крупнейших держав Европы. Территория ее к этому времени увеличилась на одну треть, а население выросло в два с половиной раза и достигло 36 миллионов человек. В стране продолжался процесс развития капиталистических элементов в хозяйстве. Особенно заметны были сдвиги в области промышленности. На основе мелких промыслов возникали мануфактуры. На них использовался наемный труд. В 1804 году в России насчитывалось около тысячи мануфактур, не считая горных и оружейных заводов, при 95 тысячах рабочих, из которых почти половина были наемными. В Европе после Французской буржуазной революции шли наполеоновские войны. Сложная международная обстановка заставляла государственный аппарат Александра I укреплять армию. Поэтому промышленники получали большие военные заказы. Применение принудительного труда способствовало усилению в промышленных районах криминальной обстановки. Свыше 80 крупных беспорядков произошли лишь в первое десятилетие XIX века среди работных людей и приписанных к фабрикам крепостных крестьян на Урале, в Нижегородской и Тульской губерниях. В 1802 году в числе других министерств было образовано и МВД, а в июле 1810 года издан царский манифест "О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов, каждому управлению принадлежащих". В нем указывалось, что обеспечение внутренней безопасности империи, входившей ранее в компетенцию Министерства внутренних дел, должно было осуществлять специальное Министерство полиции. Первым министром полиции был назначен генерал-адъютант императора Александра I А. Д. Балашов. Так как с началом войны 1812 года он постоянно находился в действующей армии, выполняя особо важные поручения царя, в том числе вел переговоры с Наполеоном, исполняющим обязанности министра фактически был генерал-губернатор Санкт-Петербурга С. К. Вязмитинов.

Для предотвращения беспорядков в промышленных районах страны, на рудниках, ряде крупных заводов и прилегающих к ним территориях, кроме городской и сельской полиции, было решено создать ведомственные охранные органы. Денег у государства на них не было, поэтому они полностью содержались за счет предпринимателей, но начальники их подчинялись государственным органам власти. Такая ведомственная полиция существовала, к примеру, на Тульском, Сестрорецком, Уральских оружейных заводах. В ее обязанность входила не только охрана оборудования и продукции, но и обеспечение общественного порядка в рабочих поселениях.

"Горная полиция" действовала в горнодобывающих районах. На государственных предприятиях она подчинялась непосредственно управляющему рудником, а на частных - представителю государства (берг-инспектору). Для непосредственного руководства горнозаводской полицией управляющий рудником или берг-инспектор назначал полицмейстера, действовавшего в поселках при рудниках, а в "округах", т.е. в близлежащих деревнях и селах, назначался так называемый "горный исправник". Он являлся также членом нижнего земского суда уезда, в котором находилось горнодобывающее предприятие. В распоряжении полицмейстера находились специальные охранные роты и сторожевые команды. Они несли службу непосредственно в цехах заводов и рудниках. Эти подразделения комплектовались в основном за счет отслуживших свой срок в армии солдат и унтер-офицеров. Позднее людей для службы в этих охранных подразделениях начали готовить в специальных учебных командах. Там они изучали тактику действий при подавлении волнений, основы законодательства. Во время Отечественной войны 1812 года возросло значение отрядов по охране и сопровождению грузов, особенно во второй период боевых действий, когда началось преследование войск Наполеона. На растянувшихся коммуникациях снабжения русской армии не хватало полицейских охранных отрядов. Командование привлекало для этой цели партизанские отряды, которые формировались из крестьян. Широкую известность получили отряды старосты Архипа Семенова, крестьянина Герасима Курина, мещанина Никиты Минченкова, отставных военнослужащих Потапа и Ермолая Четвертаковых, Емельянова.

Конец XIX - начало XX века - время различных реформ, которые изменяли жизнь российского общества. А известно, что любое переломное время не способствует спокойной обстановке внутри страны. Поэтому в тот период охранные структуры, и частные, и государственные, претерпевали значительные изменения, которые прежде всего были вызваны крестьянской реформой 1861 года.

Сразу после опубликования закона об отмене крепостничества 19 февраля 1861 года с мест стали поступать тревожные сообщения властей о повсеместных волнениях крестьян. В течение только десяти месяцев 1861 года Министерство внутренних дел России отметило крестьянские выступления в 1176 имениях.

Изменение поземельных отношений вызвало необходимость реорганизации сельской полиции и ее охранных структур. 25 декабря 1862 года были приняты "Временные правила об устройстве полиции в городах и уездах губернии". В соответствии с ними глава уездной полиции отныне назначался правительством, а не избирался местными дворянами. Уезды делились на станы. Во главе их стоял становой, ему подчинялись сотские и десятские, выбираемые из крестьян. Помещичьи усадьбы охранялись отрядами ведомственной охраны, которые подчинялись становым урядникам.

На протяжении 60-70-х годов XIX века правительство приняло ряд мер по увеличению численности охранных структур сельской полиции и обеспечению лучшими кадрами. Если раньше в полицейские охранные команды набирались в основном непригодные к строевой службе солдаты и отставные унтер-офицеры, то в этот период был введен принцип вольного найма. С 1862 года на содержание полиции ежегодно выделялось 4 миллиона 248 тысяч рублей. Это значительно больше, чем на нужды многих направлений экономики и хозяйства России. Такое финансирование позволило МВД создать корпус сельской стражи, основной задачей которого была охрана помещичьих землевладений. Отряды сельской стражи получали полицейскую форму и подчинялись уездному исправнику. Они содержались наполовину из государственного бюджета, наполовину за счет помещиков. Крупным помещикам было предоставлено право иметь собственные отряды вооруженных стражников. Но, как показала жизнь, такая организация сельских охранных структур не была эффективной. Стражники, которых набирали из местных крестьян, неохотно выполняли свои обязанности, да и некоторые обедневшие помещики вовремя не вносили плату за содержание отрядов. Поэтому крестьяне продолжали самовольно запахивать помещичьи земли, нередко сжигали поместья.

В 1903 году для "охраны благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местности, подведомственной уездной полиции", вместо сельской стражи была создана полицейская стража. В ее состав входили урядники и стражники. Четвертая часть из общего количества стражников образовывала конные команды. В каждой волости был один урядник и определенное количество стражников. На службу в уездную полицейскую стражу принимались русские подданные православного вероисповедания, достигшие 2 5-летнего возраста и обладавшие здоровым телосложением. Они носили форменную одежду и были вооружены: урядники - шашками и револьверами, стражники - шашками и винтовками. Размещались такие отряды в казармах, где в свободное от службы время с ними организовывались занятия по служебной и боевой под готовке. Подразделения уездной полицейской стражи могли передвигаться "для временного усиления полицейской охраны" из одной губернии в другую.

События 1905-1906 годов убедили правительство в необходимости аграрных реформ. Дальнейшее укрепление полиции, особенно сельских охранных подразделений, было вызвано тем, что начавшаяся земельная, так называемая столыпинская, реформа приводила к распаду крестьянской общины и, как следствие, к ослаблению полицейского контроля над сельскими жителями. Это было одной из причин всплеска преступности, особенно хулиганства, в сельской местности. Вторая причина заключалась в том, что проведение аграрной реформы и установление частной крестьянской собственности на землю встречали сопротивление со стороны приверженцев сохранения традиционной общинной собственности на землю. Оно проявлялось в криминальной форме. Один из полицейских чинов писал в журнале "Вестник полиции" в 1909 году: "Если скажут, что порядок может быть наведен не за счет усиления полиции, а образованием и воспитанием, то нам, чинам полиции, это не даст успокоения, ибо далеко еще то время, когда деревня осознает, что свобода основана на уважении к чужой личности, чужому имуществу".

Исходя из сложной обстановки в деревне, правительство приняло решение об усилении конно-полицейской сельской стражи. Этим отрядам придавались подразделения жандармерии, которым вменялось в обязанность заниматься профилактикой преступности, вести некоторые следственные действия. По инициативе губернаторов и при поддержке Министерства внутренних дел для начальников отрядов полицейской стражи были созданы специальные трехмесячные курсы.

В этот период в связи с быстрым развитием товарно-денежных, капиталистических отношений в России все больше получают развитие вневедомственные охранные структуры, когда государство брало под свою ответственность не только казенное имущество, но и частную собственность. Зачастую, как это было с организацией службы сельской полицейской стражи, безвозмездно.

Таким образом, подводя итог деятельности городской стражи и охранных структур России, следует сказать:

· во-первых, специальных правоохранительных органов государства, отвечающих за сохранность всех видов собственности, не было практически до начала XIX века. Эти обязанности, в числе других, выполняли различные силовые структуры как в центре, так и на местах;

· во-вторых, государство стремилось возложить исполнение охранных функций на население в качестве повинности и в то же время юридически подчинить себе структуры, отвечающие за "порядок и благочиние";

· в-третьих, с развитием капиталистических отношений в России усиливается значение охранных структур, причем количество частных и казенных предприятий, за которые несет ответственность полиция, а значит, и государство, увеличивается;

· в-четвертых, из этого краткого очерка отчетливо видно, что наиболее эффективной охраной частной, государственной и иной собственности являлась вневедомственная охрана, которая, вопреки всем трудностям, развивалась в России начиная с древнейших времен.

 

Отделение Вневедомственной Охраны при ОВД г.Троицка,
Московской области, 2003 год